МАСТЕР-КЛАСС "Осенний пейзаж (в технике монотипия)"
Педагог - Калугина Елена Анатольевна
На пороге белоснежной зимы мы вспоминали с ребятами про красавицу осень. И проводили ее яркими красками, стихами и радостными впечатлениями.
1. Образовательные области:
Познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие
2. Тема занятия: «Осенний лес»
(рисование в технике «монотипия»)
3. Задачи:
-
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (монотипия). Расширять
возможности способа изображения привычных вещей, путем рисования на мокром
листе с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в
детской живописи. Познакомить с нетрадиционным способом нанесения фона на
мокром листе влажной салфеткой.
-
Развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание,
восприятие и творческую фантазию.
-
Закрепить навыки работы с акварельными красками и кистью. Научить новому
способу нанесения фона – при помощи влажной салфетки. Научить получать
изображение на мокрой бумаге, путем прикладывания другого листа с цветовыми
пятнами.
- Воспитывать
интерес к познанию природы и к живописи, как способу отображения своих представлений.
4. Речевое развитие:
-
обогащение
словаря: цвета «багряный», «лиловый», «лазурь».
5. Предшествующая работа с
детьми по подготовке к педагогическому мероприятию с детьми.
Рассматривание
иллюстраций, репродукций, знакомящих
с осенними пейзажами известных художников (И. И. Левитан, М.В.
Нестеров).
Наблюдение
за деревьями на прогулке.
Разучивание
стихов и песен об осени.
Прослушивание
музыкального произведения русского композитора (П. И. Чайковского из цикла «Времена года»).
6. Материалы и оборудование:
Альбомные листы А4, листы бумаги А5, гуашь, кисти,
влажные салфетки, цветовая палитра, репродукции осенних картин Левитана.
1. Ход занятия (в прямой речи)
I часть – вступительная,
мотивация деятельности детей
Ребята, посмотрите за
окно. За окном у нас стоят заснеженные деревья, все листья с деревьев облетели,
скоро от нас уйдет осень и наступит зима. Но мне сегодня хочется еще раз
поговорить с вами об осени. Ведь осень — это самое красивое время года. Неспроста
об осени написано столько стихов и песен. Помните, как мы с вами рассказывали
стихи об осени?
А сегодня я вам хочу прочесть еще одно стихотворение, поэта Ивана Бунина. Послушайте, как красиво описывает поэт это время года.
Иван Бунин Листопад
(отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой...
А как вы думаете, что это
за цвета «багряный и лиловый»? (Ответы детей, демонстрация указанных цветов на
палитре). А что такое лазурь? (Ответы детей, демонстрация указанного цвета на
палитре). Это конечно же ярко-голубое небо.
Вот какую картину изобразил
нам поэт. А давайте посмотрим, как изобразил «Золотую осень» художник Исаак Левитан.
Этот художник был влюблен в осень. Посмотрите, сколько ярко-желтых, голубых
красок преобладает в его картинах, сколько света от них идет.
И.И. Левитан "Золотая осень" |
Поленов В.Д. "Золотая осень" |
II часть - самостоятельная продуктивная деятельность
детей. Индивидуальная работа с детьми:
Давайте и мы с вами
попробуем отразить красоту осеннего леса в наших рисунках.
Обратите внимание, как мы с
вами расположили наш лист. Это называется «вертикально» (демонстрирую
правильное положение листа). При рисовании пейзажа, мы должны в первую очередь
определить, где у нас будет линия горизонта. Найдем середину листа. Теперь
будем рисовать небо до середины листа. Для этого нам понадобится влажная
салфетка и краски. Взяли салфетку, сложили ее и макнули в краску. Теперь
начинаем растирать по горизонтали от края до края. Вот так (демонстрирую на планшете, как
наносить фон салфеткой). Фон наносим до середины листа – до нашей линии
горизонта.
Физкультминутка
Мы ногами
топ-топ,
Мы руками
хлоп-хлоп,
Мы
глазами миг-миг,
Мы
плечами чик-чик.
Раз –
сюда, два – туда,
Повернись
вокруг себя.
Раз-
присели, два привстали,
Руки
кверху все подняли.
А теперь на
место сели
И работать
захотели.
Теперь мы будем рисовать
деревья. Давайте сразу решим, какими красками мы будем пользоваться, чтобы
изобразить осенний лес. Нам понадобятся яркие краски: желтая, оранжевая,
зеленая и красная. А рисовать мы с вами сегодня будем необычным способом.
У вас на столе есть
маленький листочек (демонстрирую лист А5). На него мы будем наносить краску. А
еще у вас на столе есть две кисточки: тонкая и толстая. Сейчас нам понадобится
толстая кисть. Ей мы будем сначала смачивать большой лист. А потом рисовать
кроны деревьев на маленьком листе. Показываю, как мы будем все это делать,
смотрите, пожалуйста, очень внимательно, чтобы все у нас получилось красиво (демонстрирую,
как нужно смачивать лист водой и наносить цветные пятна на
черновик А5, сопровождаю объяснением).
Сначала берем большой лист,
где мы нарисовали небо. Мы заполнили только половину листа. Теперь от линии
горизонта до конца листа нам большой толстой кисточкой нужно смочить лист.
Сделать нужно это как можно быстрее. Теперь сразу же берем другой маленький
лист и рисуем на нем жирные цветные пятна. Это надо делать тоже быстро, не
смешивая цвета. Не старайтесь нарисовать деревья на нем. Это не нужно. Просто
наносим несколько больших разноцветных пятен. Теперь аккуратно берем маленький
лист и плотно прикладываем его к нижней половине листа. Вот так. Проглаживаем
сверху ладошкой.
А теперь берем за краешек маленький
лист и снимаем его. Посмотрим, что у нас получилось? Получились красивые кроны
деревьев. Как настоящие. Только чего-то все же не хватает.
Как думаете, что еще нужно
нарисовать? (Ответы детей) Конечно же, нужны стволы и ветви нашим деревьям.
Берем теперь уже тоненькую кисточку и рисуем красивые стволы. Тоненькие
веточки. Ребята, вы помните, как мы с вами рисовали деревья? Стволы не должны
быть похожи на ракеты или столбы. (На планшете демонстрирую правильное и неправильное изображение деревьев). Вот теперь наш лес как настоящий. Осталось
добавить детали. Внизу листа нарисуем траву. А на небе можно нарисовать стаю
улетающих на юг птиц (на своем образце показываю, как изобразить стаю птиц).
III часть - анализ детских работ.
Итак, сегодня мы научились изображать осенний лес необычным способом
- на мокрой бумаге. Научились наносить фон салфеткой. Вы ребята – большие молодцы,
все очень хорошо поработали сегодня. Спасибо!
Комментарии
Отправить комментарий