Педагогическая находка Калугиной Е. А. «Технология игровой деятельности с элементами театрализации»
Педагогическая находка Калугиной Е. А.
Традиция семейного чтения сказок, к сожалению, в наше время все реже соблюдается в семьях воспитанников. Отсюда у детей возникают проблемы с развитием речи, отсутствие навыка слушания. Детям нравится слушать сказки, однако не все дети восприимчивы к прослушиванию как таковому. Для детей 3-5 лет еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию и отсюда быстрое снижение работоспособности.
Поэтому появилась необходимость использовать технологию, позволяющую погрузиться в сказку, активно участвовать в построении ее сюжета. Технология, которая включала бы в работу не только хорошо говорящих детей, но и тех, кто только начинает говорить, либо не говорит совсем.
Так возникла идея прочтения сказки в форме игровой деятельности с элементами театрализации.
Игровая деятельность включает 4 этапа.
На первом этапе дети прослушивают сказку и совместно с воспитателем выкладывают на фланелеграфе элементарную графическую схему из простых геометрических фигур, которые намечают сюжетную линию. Эти фигуры условно обозначают персонажей. Они различаются по форме, размеру и цвету и соответствуют героям сказки. Так, например, в сказке «Теремок» выкладываются цветные квадраты — «этажи» теремка. Каждому персонажу соответствует квадрат того размера и цвета, каков он сам. Мышке достается самый маленький квадрат серого цвета, а медведю — самый большой коричневый.
Параллельно проговариваются повторяющиеся фразы героев. Соблюдается чередование хоровых и индивидуальных ответов, что позволяет вовлечь в работу всех детей, обеспечивает каждому ребенку хорошую речевую нагрузку.
На втором этапе дети по очереди сами выкладывают фигуры в нужном порядке, опираясь на усвоенные ими образы и восстанавливая сюжет по памяти.
На третьем этапе сказка обыгрывается в театральной постановке. Уже усвоенные фразы героев воспроизводятся детьми легко и в нужном порядке.
Четвертый этап — индивидуальная работа с фланелеграфом. После игровой деятельности по сказке, фланелеграф и фигуры остаются в группе, и дети сами могут выкладывать их. Детям, которые по какой-то причине не пожелали участвовать в коллективной деятельности, предлагается индивидуальная работа с фланелеграфом совместно с педагогом.
Технология подходит для детей младших и средних групп. Сказка выбирается соответственно возрасту. Можно использовать народные и авторские сказки. Но народные лучше подходят в силу своей специфики. Именно в народных сказках сюжеты цикличны. За счет повторяемости слов и действий персонажей происходит простое запоминание сюжета и воспроизводится он легко.
В силу возрастных особенностей организация образовательной деятельности во второй младшей группе будет отличаться от средней группы. Для детей 3-4 лет сперва проводится игра с фланелеграфом, а на следующем занятии театрализация той же сказки. В средней группе возможно параллельное выкладывание фигур на фланелеграфе и театральное действие. Ребенок сперва выставляет фигуру своего персонажа на планшет, а потом произносит слова и выполняет действия этого героя сказки.
Работа с элементарной графической моделью подготавливает ребенка к пересказу текста по схеме в более старшем возрасте.
Элементарная графическая модель сказки "Гуси-Лебеди" для детей 4-5 лет |
Мнемотаблица сказки "Гуси-Лебеди" для детей 6-7 лет |
Образовательная деятельность в форме игры хорошо воспринимаются детьми младшего и среднего возраста за счет простоты. Используются простые фигуры (круг, квадрат, треугольник), персонажи произносят простые запоминающиеся слова. Технология задействует не только слух, но и зрение, тактильные ощущения, поэтому подходит и для плохо говорящих детей. Интерес детей к учению обеспечивается не только доступностью и увлекательностью материала, но и эмоционально положительной атмосферой игры.
Используя игровую деятельность с элементами театрализации, я обратила внимание, как изменилось отношение детей к сказкам. Теперь они слушают их внимательнее, просят почитать сами, интересуются книгами и с большим удовольствием участвуют в игровой деятельности. Не остается безучастных детей, каждый ребенок может почувствовать себя артистом.
Таким образом дети раскрываются и со временем перестают бояться публичных выступлений. Взаимовыручка, большое желание детей участвовать в игре создают благотворную атмосферу, раскрывают творческий потенциал ребят и таким образом положительно влияют на весь образовательный процесс в группе.
Комментарии
Отправить комментарий