Отчет по самообразованию Калугиной Е.А. на 2024-2025 учебный год

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 412 г. Челябинска»

454014, г. Челябинск, Комсомольский пр-т, 74 А. тел./факс:740-33-37; тел.; 742-56-02;

эл. адрес: dou412kurch@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по самообразованию на 2024-2025 учебный год по теме:

«Пути и средства формирования интереса к изобразительному искусству у дошкольников в различных видах художественной деятельности»

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель

МБДОУ «ДС № 412 г. Челябинска»

Калугина Елена Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

2025 г.

Введение

Актуальность темы: интерес является ключевым мотивирующим фактором для ребенка. Особенно это касается творчества. Ребенок, которому интересно занятие, стремится выполнить задание педагога как можно лучше, добиться наилучшего результата. И в свободной творческой деятельности заинтересованный ребенок также стремится добиться успеха. Вот почему так важно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы его интерес не угасал, чтобы мотивировать его пробовать свои силы в новых занятиях, в разных видах творческой деятельности и добиваться успешного результата.

Цель: вызвать интерес к изобразительному искусству у дошкольников в различных видах художественной деятельности, поощрять активность в изодеятельности.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1.  Изучить теоретические основы проблемы привлечения детей дошкольного возраста к изодеятельности, позволяющие создать интерес у детей дошкольного возраста к занятиям изодеятельностью.

2.  Определить методы и приёмы в формировании позволяющие создать интерес у детей дошкольного возраста интерес к занятиям изодеятельностью.

3.  Определить педагогические условия формирования технических интереса к изодеятельности интерес у детей дошкольного возраста.

4.  Разработать календарный план мероприятий по теме самообразования.

5.  Провести мероприятия с детьми группы среднего возраста и их родителями, согласно плану мероприятий.

 

 

 


 

План мероприятий по теме самообразования на период с сентября по декабрь 2024-2025 учебного года

Мероприятие

Срок

Результат

1.

Изучение методической литературы по теме самообразования.

 2.09.2024-

13.09.2024

Список изученной литературы прилагается в конце

2.

Изготовление и пополнение наглядного материала в соответствии с темой недели:

- оформление и наполнение уголка изодеятельности.

 

Еженедельно в течение 2024-2025 учебного года.

Благодаря еженедельному обновлению уголка рисования, удалось сохранить интерес, активно привлекать детей к изодеятельности

В течение всего учебного года.

4.

Изготовление и пополнение наглядного материала в соответствии с темой недели:

- аппликации из фетра на фланелеграфе по темам недели.

Еженедельно в течение 2024-2025 учебного года.

Данная педнаходка позволяет закрепить полученные знания по теме недели в игровой форме, что создает позитивный настрой к обучению в целом.

5.

Беседа с родителями (на родительском собрании) о роли изодеятельности в жизни ребенка, о необходимости создавать условия к творчеству не только в детском саду, но и дома.

12.09.2024

Данная беседа позволила настроить родителей на продуктивное взаимодействие между детским садом и семьей в течение всего года.

6.

Мастер-класс для родителей по изготовлению театральных героев и декораций по сказке «Теремок» из бросовых материалов «Театр своими руками».

12.09.2024

Были созданы декорации (дом-теремок) и персонажи для настольного театра по сказке «Теремок». Родители получили опыт совместной творческой работы, который пригодится им при работе с собственным ребенком.

7.

Занятия по изодеятельности с использованием бросового материала:

Периодически в течение 2024-2025 учебного года.

Изготовление поделок из бросовых материалов помогают нам разнообразить занятия по изодеятельности, привлечь внимание детей к ручному труду и имеют также экологическое значение.

7.1.

Занятие по изготовлению театральных героев и декораций по сказке «Рукавичка» из бросовых материалов (втулки и картонные коробки) «Театр своими руками».

23.09.2024

 

7.2

Занятие с детьми по изготовлению театральных героев и декораций по сказке «Зимовье зверей» из бросовых материалов (втулки и картонные коробки) «Театр своими руками».

16.12.2024

 

7.3

Занятие по теме недели «Здравствуй зимушка-зима». Изготовление поделки «Новогодний букет» из цветной бумаги с использованием палочек от суши и бумажных стаканчиков.

2.12.24

 

7.4

Занятие по теме недели «Новогодний калейдоскоп». Изготовление поделки «Елочная игрушка» методом пластилинографии с использованием в качестве основы прозрачной крышки от баночки сметаны.

23.12.24

 

7.5

Занятие по теме недели «Транспорт». Изготовление поделки «Машинка» методом аппликации на цветном картоне, с использованием картонной втулки (для колес).

27.01.25

 

7.6

Занятие по теме недели «Весна шагает по планете». Изготовление поделки «Весенний букет» из цветной бумаги с использованием палочек от суши и бумажных стаканчиков.

10.03.25

 

7.7

Занятие по теме недели «Женский день». Изготовление поделки «Букет для мамы» методом пластилинографии с использованием в качестве основы прозрачной крышки от баночки сметаны.

3.03.2025

 

7.8

Занятие по теме недели «Космос». Изготовление поделки «Ракета» с использованием в качестве основы пластиковой бутылочки от воды.

14.04.2025

 

 

 


 

Отчет о проделанной работе по теме самообразования

В процессе работы по теме самообразования за период с сентября по декабрь 2024-2025 г. мною велась работа в трех направлениях:

- наполнение и обновление уголка изо-деятельности;

- применение педагогической находки «Аппликация из фетра на фланелеграфе»;

- привлечение детей к изо-деятельности путем изготовления поделок из бросового материала.

Наполнение и обновление уголка изо-деятельности

Уголок изодеятельности — это место, где ребенок может проявить свои творческие способности, самовыразиться. И необходимо дать ему такую возможность.

Важную роль при формировании технических умений в изодеятельности, а также и для поддержания интереса к рисованию играет развивающая предметно-пространственная среда, наполненная разнообразными дидактическими пособиями, материалами для организации художественной деятельности детей.

Мы стараемся, чтобы в уголке изодеятельности располагались всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, материалы для лепки, в общем все, что будет способствовать художественному развитию ребенка.

В уголке также для наглядности мы размещаем репродукции художников, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома). Располагаем различные пособия для знакомства с формами, цветами и их оттенками.

На основе изучения интересов детей и анализа возникающих в процессе творчества сложностей в рисовании, я создала для детей ряд наглядных пособий, демонстрирующих простые способы рисования животных, пейзажей, техники, цветов и т.д. и разместила их в свободном доступе в уголке рисования. Этот подход очень удачно стимулировал детей к творчеству. Простой способ рисования позволил добиться отличных успехов. В результате к рисованию были привлечены даже те дети, кто не верил в свои силы и по этой причине мало рисовал. Образцы успешных детских творческих работ также представлены в развивающей среде группы.

Своей удачной находкой считаю также следующее решение: на каждую тему недели я вырезаю из белой бумаги фигурки для раскрашивания. Например, если тема недели транспорт, можно вырезать различные виды техники. Ребята с большим удовольствием раскрашивают такие шаблоны, несут их домой, дарят родителям.

Самые лучшие работы воспитанников мы вывешиваем прямо над уголком рисования на уровне глаз детей, чтобы стимулировать таким образом детей заниматься изо-деятельностью. Если ребенок видит, что его труд оценен, он старается снова проявить себя в этой деятельности.

Самый главный принцип в уголке рисования — это новизна. Дети всегда интересуются чем-то новым. Чтобы интерес не угасал, необходимо чаще менять экспозицию в уголке рисования.

Таким образом, каждую неделю, в зависимости от темы, мы частично меняем наполнение уголка: образцы простых способов рисования, трафареты по темам недели (например, животные, посуда, растения, овощи и фрукты и т.п.), шаблоны для раскрашивания, образцы лепки и аппликации, заготовки для аппликации, выставку детских работ.

 

Применение педагогической находки «Аппликация из фетра на фланелеграфе»

Педнаходкой нашей группы являются сюжетные аппликации из фетра, яркие, привлекательные для детей и не сложные для их возраста (с 3 до 5 лет). К каждой теме недели мы изготовили аппликацию из фетра на фланелеграфе. В таблице, представленной ниже — картотека тем недели и соответствующих им тем для аппликаций.

Аппликации на фланелеграфе — это отличный способ научить детей составлять простые композиции, имея возможность фантазировать, тренировать руку и исправлять свои ошибки. Ведь, приклеенный клеем бумажный обрезок, ты уже не отклеишь без того, чтобы не повредить свою поделку, а фетровые аппликации можно приклеивать и отклеивать на фланелеграф сколько угодно и в любом порядке. Кроме того фетр — это приятный на ощупь, яркий материал, с которым детям приятно работать.

 

Темы недели

Темы для аппликации на фланелеграфе

 «Здравствуй детский сад»

«Собери игрушку»

«Мой город»

«Домик»

«Урожай»

«Овощи и грибы»

«Краски осени»

«Осенние листья»

«Я — человек»

«Наряди девочку и мальчика»

«Здоровей-ка»

«Собери аптечку»

«Народная культура и традиции»

«Наряди дымковскую барышню»

«Наш быт»

«Собери посуду»

«Животный мир»

«Собери картинку «Щенок»»

«Миром правит доброта»

«Кормушка»

«Кто как готовится к зиме. Дикие животные»

«Собери картинку «Медведь, лиса, заяц»»

«Здравствуй зимушка-зима»

«Собери зимнюю картинку со снеговиком»

«Профессии»

«Собери инструменты»

«Этикет»

«Расставь посуду на стол»

«Новогодний калейдоскоп»

«Наряди новогоднюю елочку»

«В гостях у сказки»

«Расставь правильно персонажей сказки»

«Все профессии важны»

«Собери инструменты»

«Транспорт»

«Собери машинки»

«Азбука безопасности»

«Собери светофор и «Зебру»»

«Моя семья»

«Подбери маме и папе подходящий наряд»

«Наши защитники»

«Собери танк»

«Женский день»

«Собери цветок»

«Весна шагает по 10планете»

«Веточка с листочками»

«Встречаем птиц»

«Собери птичку»

«Волшебница вода»

«Кораблик»

«День смеха»

«Клоун»

«Маленькие исследователи»

«Собери бабочку»

«Космос»

«Ракета и звезды»

«Приведем в порядок планету»

«Планета Земля»

«Быть здоровыми хотим»

«Фрукты и ягоды»

«День победы»

«Звезда»

«Мир природы»

«Собери дерево»

«Лето»

«Летняя картина с бабочками и цветами»

 

Дети очень живо отреагировали на появление в группе такой яркой игры. С удовольствием собирали картинки из цветного фетра. Каждую неделю изображение на фланелеграфе меняется, поэтому интерес к игре не угасает. Кроме того, дети имеют возможность закрепить полученные знания по теме недели в игровой форме, что создает позитивный настрой к обучению в целом.

Фланелеграф регулярно используется нами и на занятиях по изобразительной деятельности. Дети учатся составлять целую картинку из частей, тренируются в составлении простой композиции.

Привлечение к изо-деятельности путем изготовления поделок из бросового материала

Всем известно, что дети обладают неистощимой фантазией. А еще они любят чудесные превращения. Это настоящее волшебство «превращать» что-нибудь ненужное, отжившую вещь в нечто живое и красивое. Например, с удовольствием делают цветные машинки с «настоящими» колесами из разрезанной картонной втулки. Это не только поделка, но еще и игрушка, которая может ездить. А пустой бумажный стаканчик — это не мусор, а красивая вазочка для елочных веточек из бумаги.

Изготовление поделок из бросовых материалов помогают нам разнообразить занятия по изодеятельности, привлечь внимание детей к ручному труду и имеют также экологическое значение. Вместо того, чтобы выбросить крышечку от сметаны, мы превращаем ее в яркую елочную игрушку, которую так приятно повесить дома на елочку. Дома дети тоже начинают обращать внимание на «ненужные предметы» и используют их для поделок, которые затем приносят к нам в детский сад, чтобы поделиться своей находчивостью и фантазией.

Коробка с бросовыми материалами находится также в уголке изодеятельности для свободного творчества детей.

 

 

 

 

 

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Винникова, Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность / Г. И. Винникова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. - (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ").

2.      Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре/ Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - Москва: Просвещение,1992 .-143с.

3.      Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: допущено УМО в качестве учебника / под редакцией А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е издание. переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 464с.

4.      Захарова, М.М. К вопросу о формировании у дошкольников технических навыков рисования / М. М. Захарова. – Текст : электронный //Актуальные проблемы науки и образования: сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы. Социально-педагогический институт ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ; под общей редакцией В.Я. Никульшина. - Мичуринск, 2017. - С.7-10. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32661474 (дата обращения: 14.03.2022).

5.      Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Казакова. - Москва: Владос, 2006. - 255 с. : 16 с.ил. - (Педагогика и воспитание.)

6.      Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий / Т. С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 96 с.

7.      Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Комарова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Просвещение,1976.-158 с.

8.      Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать. В помощь учителю / Т. С. Комарова. - 3-е, переработанное и дополненное. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1998. - 142 с.

9.      Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста : методическое рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций / С. Н. Обухова, Т. Р. Худышкина, Н. Е. Маркова и др. - Челябинск, 2013. - 148 с.

10.   Манина, А. Обучение детей дошкольного возраста техническим навыкам и умениям в рисовании /А. Манина // Maam.ru: международный образовательный портал. – URL: https://ww w.maam.ru/detskijsad/obuchenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-tehnicheskim-navykam-i-umenijam-v-risovani.html (дата обращения : 14.03.2022). – Текст : электронный.

11.   Пантелеева, Н. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности в рамках новых требований к дошкольному образованию / Н. Пантелеева // Детский сад от А до Я. - 2015. - №3. - С.22-33.

12.   Хромова, Е.Е. Обучение детей раннего возраста техническим навыкам и умениям в процессе рисования / Е. Е. Хромова. – Текст : электронный // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. - Чебоксары: ООО "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. - С.155-156. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46204651. (дата обращения: 14.03.2022).

13.   Худякова, Е.В. Характеристика технических умений в рисовании детей младшего дошкольного возраста /Е. В. Худякова // Образовательная социальная сеть. nsportsal.ru: [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2016/08/30/statya-harakteristika-tehnicheskih-umeniy-v-risovanii. - Дата публикации: 30.08.2016.

 

 

 


 

Заключение

Согласно поставленной цели и задачам данного исследования, нами были проведены: мероприятия по наполнению и мониторингу уголка изодеятельности; НОД с детьми по различным видам изодеятельности с применением бросового материала. Кроме того, в течение учебного года (2024-25) была опробована и успешно использована моя педагогическая находка «Аппликация на фланелеграфе».

По результатам года можно сказать, что цель и задачи исследования были достигнуты. Дети нашей группы в течение всего учебного года проявляли устойчивый интерес к изодеятельности, делали для себя новые открытия, успешно закрепляли технические навыки в рисовании.

В целом такое углублённое занятие изодеятельностью дает детям позитивный настрой, уверенность в своих силах и развивает творческие способности. Наработанные методики и приемы мы будем продолжать использовать в дальнейшей работе.

Комментарии

Популярные сообщения