Как отучить ребенка от гаджетов и почему они вредны? (10 советов психолога)
Как отучить ребенка от гаджетов и почему они вредны?
(10 советов психолога)
Очень часто мы, воспитатели, наблюдаем такую картину - ребенок, как только выходит из группы детского сада, требует у родителей телефон поиграть или приходит в детский сад уже с телефоном в руке. Почему это плохо для ребенка? Да потому что ребенок до 12 лет еще не готов к общению с виртуальной реальностью, он моментально соображает, как пользоваться гаджетом, но при этом его мозг еще не готов к самоконтролю, не может отличить хорошую информацию от плохой, а привыкание к "занимательной игрушке" происходит мгновенно! Что делать, чтобы не допустить привыкания ребенка к гаджетам?
1. Первый способ — не подавать пример.
Очень часто родители много времени проводят в телефонах. Любая свободная минута: мама, папа — в телефоне. Даже за столом, когда семья собирается вместе, родители сидят в телефонах, просматривают соцсети. Могут играть в игры в качестве досуга. Дети повторяют за родителями. Они начинают воспринимать телефон, как что-то сверхценное, так как видят, что на него тратится много времени. Проанализируйте, сколько времени вы сидите в телефоне. И минимизируйте это время.
2. Второй способ — не использовать гаджет как средство манипуляции.
Это очень частая родительская ошибка. Ребенка награждают, например, за сделанное домашнее задание, за уборку в комнате телефоном. Это такая педагогическая манипуляция. У детей формируется представление о гаджете, как о чем-то очень ценном, к чему надо стремиться. Это награда, что-то положительное, поэтому их все больше и больше тянет к гаджету.
3. Третий способ — качественно проводить время с ребенком.
Если у вас в семье двое детей, значит, как минимум 20-30 минут ежедневно проводить с каждым ребенком. Можете с ним разговаривать, отвечать или задавать вопросы. Если потратить всего несколько минут на ребенка, то он как батарейка будет заряжаться родительской любовью. Дети, которые недостаточно ее получают, неспокойные, нервные, все время задают вопросы, тянут вас к себе. А вы уставшие. И что вы им даете? Телефон. Это замкнутый круг. А ребенку нужен телесный контакт, контакт «глаза в глаза»: он насытится общением с вами, успокоится и пойдет дальше заниматься своими делами.
4. Четвертый способ — создавать ситуации успеха.
Когда у ребенка что-то получается, у него вырабатывается гормон удовольствия дофамин. Этот гормон ребенок может получать, когда сидит в телефоне. Например, играет в какую-то игру и выигрывает. В этом случае гормон называется «простым», «дешевым». Ребенок всякий раз стремится получить этот гормон, и оказывается в дофаминовой ловушке. Для развития, обучения этот гормон очень важен. И у ребенка нужно сформировать навык его получения без гаджета. Например, собрал пазл, построил что-то из кубиков — получил удовольствие. Создавайте ситуации успеха. Давайте ребенку занятия по возрасту, поддерживайте, одобряйте, хвалите. И таким образом гаджеты будут не единственным источником выработки дофамина. Это очень важно.
5. Пятый способ — разнообразить занятия.
Конечно, для того, чтобы ребенок вовлекался, нужно давать ему пробовать что-то разное. Если ребенок постоянно сидит в телефоне, то может не захотеть пойти погулять, например. Поэтому имейте в виду, что дать ему попробовать разные занятия до того, как он пойдет в школу, когда он еще маленький — гораздо лучше. Не упустите время. Покажите ему свободную игру, какие-то физические упражнения, зарядку, например. Занятий, которые направлены на формирование внимания, логики, мышления, огромное количество. Ваша задача — как можно больше предлагать ребенку, и тогда, поверьте, у него появятся свои любимые занятия. Они могут перерасти в хобби или увлечение каким-то видом спорта.
6. Шестой способ — поддерживать социальные контакты.
Ходите в гости, знакомьтесь, вводите в детский сад. Это очень важно именно в дошкольном возрасте. Если ребенок все время в телефоне, он лишается возможности сформировать навыки социальной коммуникации. И всю последующую свою школьную жизнь и, возможно, взрослую, будет сталкиваться с трудностями в общении с людьми. Конечно, родителю проще и безопаснее дать своему чаду телефон, посадить его рядом: тут он в безопасности — чем, например разрешить ему поиграть со сверстниками. Вовремя проходите все этапы сепарации с ребенком, не используйте гаджет, как средство привязать его к себе. Это может привести к плохим последствиям.
7. Седьмой способ — используйте родительский контроль.
Именно вы должны придумать правила, по которым ребенок использует гаджет, пока у него недостаточно развита эмоционально- волевая сфера. Предположим, 20 минут в день вы выделили на просмотр мультфильмов. Все — ваша задача контролировать, требовать соблюдения и уметь самим эти правила соблюдать.
Конечно, тут родители часто сталкиваются с тем, что ребенку мало времени, ему не нравится, он скандалит. Здесь вопрос иерархии в семье. Кто главный — вы или ребенок? Очевидно, вы. Смело вводите те правила, которые считаете нужными для воспитания ребенка, и полноценного его развития. Задача родителя — создать безопасный контент. К сожалению, очень многие даже не используют отдельные программы по родительскому контролю, и ребенок, по сути дела, сталкивается с информацией не по возрасту. Например, с порнографией, которая причиняет психологическое, сексуальное насилие. Поэтому задача родителей обязательно контролировать контент, который смотрит ребенок.
8. Восьмой способ — не покупать ребенку гаджет до 12 лет.
У ребенка не должно быть телефона до этого возраста, так как части головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию, не созрели. Ребенок не сможет вовремя выключить телефон. Еще один момент — не давать ребенку свой телефон без спроса. Ваш телефон — это ваш телефон, и доступа к нему ни у кого не должно быть. Ну, а минимум с 12, лучше с 13 и 14 лет, можете купить ему гаджет. Не давайте собой манипулировать! Очень многие родители боятся, что их ребенок без смартфона в классе будет белой вороной, что в современном мире ребенку без гаджета быть невозможно. По моему опыту — возможно. Ваша задача говорить о ценностях, объяснять ребенку, почему вы не даете телефон, именно смартфон с выходом в интернет, и так далее. Объясните ему, что это не совсем «нет», это временное «нет».
9. Девятый способ — развивать эмоциональный интеллект.
Говорите с ним об эмоциях, пытайтесь играть в какие-то игры, где он их угадывает. Например, по голосу, по мимике. А потом учите его эмоциями управлять, тренируйте его справляться с раздражительностью, агрессией и т. д. Это важный навык для любого современного человека — понимать свои эмоции, проживать, распознавать эмоции других людей и быть стрессоустойчивыми. Очень часто родители «выключают» эмоции ребенка с помощью смартфона. Например, у него что-то не получается, он начинает возмущаться, злиться: дали смартфон — эмоция ушла. Таким образом мы просто-напросто блокируем переживания своих детей, в том числе положительные. Например, ребенок слишком радуется и для вас это кажется сейчас неуместным, вы хотите, чтобы он успокоился, не дурел, не скакал и суете ему телефон. А нужно наоборот дать ему эту эмоцию прожить.
10. Десятый способ — заручитесь поддержкой специалистов.
Нужно посещать мероприятия, где разбираются вопросы педагогического характера, где бы вас поддержали, научили, качественно объяснили, как заниматься с ребенком. Потому что если вы даете ребенку гаджет вместо того, чтобы формировать у него, например предметно образное мышление или игровую деятельность, то вы просто ставите на паузу его развитие. Нужно обсуждать со специалистами как гаджеты заменить. Если вы чувствуете, что сами не справляетесь, обратитесь к специалистам.
Текст: Людмила Белышева
Комментарии
Отправить комментарий